Эта статья в "Восточном
Экспрессе" попадает под подозрение районной прокуратуры. Следователь,
перед тем как попытаться возбудить уголовное дело о разжигании межнациональной
розни, спрашивал, например, почему я Казань считаю колыбелью нации, хранительницей
самобытности народа.
"Ваххабиты" в Асекеево. Оренбургские
чиновники боятся влияния Татарстана.
В дни Курбан-байрама приятель меня
потряс откровением.
-Представляешь, - рассказал он с
возмущением при встрече, - вчера моя соседка баба Настя, затеяла стирку.
Я ей говорю, что нельзя, мол, у татар сегодня праздник. А она ни в какую…
История, в общем-то, обычная, если
бы не одно "но". Приятель мой - русский, православный. Подумалось тогда:
вот так вот, в принципе, на основе взаимоуважения и должны строиться межнациональные
отношения. Но, увы…
Лишенные права учиться на родном
языке, за пределами Татарстана мы жили и живем с вечным клеймом нацмена.
Наверное, выражу мнение многих татар, проживающих за пределами республики:
в Казани мы видим Колыбель нации, хранительницу самобытности народа. На
вас, живущих в Татарстане, возлагаем надежды, что интересы татар из других
регионов будут учтены и защищены. Ну, а как нам живется в российской глубинке,
постараюсь рассказать в этой публикации.
"После долгих поисков нашел тебя
6 мая 1982 года" - эту надпись рядом с другой, датированной 1936 годом,
на одном из ленинских томов сделал заслуженный учитель России, ныне уже
покойный З.Г. Сафи. Эта, другая, надпись - на арабском языке - свидетельствует:
он, Зайнаб Гатауллович, вместе с односельчанином Нагимом Шакировым нашел
на старом кладбище села Асекеево надгробный камень, датированный 1496
годом… Понятно, что в тридцатые годы не могло быть и речи об оспаривании
даты рождения села. И в чем-то даже символично, что эта надпись сделана
до лучших времен именно на томике В.И. Ленина. Но лучшие времена вроде
бы настали, а днем рождения села по-прежнему считается конец восемнадцатого
века. И это понятно: татары почему-то стали в устах некоторых официальных
лиц в Оренбурге "не коренным населением области". А этот камень мог этот
тезис опровергнуть. И то, что он не сохранился, а на месте кладбища находятся
сейчас школьные туалеты (!), тоже по-своему символично.
В оренбургской области татарское
село Асекеево, или Асекеевка, по мнению чиновничьего люда, - та еще дыра.
Однако многие ссыльные русские остались здесь навсегда и отнюдь не пропали.
Предки наши знали, где селиться. Окруженный с севера как стеной, холмами,
богатыми дубравами, с юга - степями, полями с тучным черноземом, для области
наш район и сейчас - лакомый кусочек…
В оренбургской области, по последним
данным, 7,3 процента татар. В асекеевском районе из 25-тысячного населения
почти половина - татары. В соседнем Абдуллинском районе татар около 29
процентов, в Бугурусланском - всего 10 процентов. Есть крупные татарские
села.
Не так давно состоялась встреча нашего
10 "Б" выпуска 1978 года. Так вот, я с удивлением заметил, что, как и
двадцать с лишним лет назад, разговариваю с нашим старостой по-татарски,
а преподавание родного языка и литературы отменили "по просьбам трудящихся"
еще в пятидесятых. Когда же, казалось, все шлюзы открыли - в начале девяностых
- кое-кто стал ратовать за старые порядки. Да, в Асекеевской средней школе
родители учеников сами написали заявление о том, что они отказываются
от преподавания татарского языка… А еще я помню, как инертны были люди
при создании первого татарского общественного центра и русские руководители
чуть ли не силой нас туда вовлекали. В чем же причина? Думаю, советская
пропаганда была еще сильна: мы собирались жить в мире без языковых и культурных
различий. Но сейчас многие стали понимать, что Иванов, Мухаметов, Ибрагимов,
не помнящих родства, у нас стало слишком много. И постепенно национальное
самосознание росло. Вместо татарского центра появилась национально-культурная
автономия. Пробили преподавание родного языка в начальных классах школы.
Пошли татарские концерты, спектакли в районном Доме культуры, но…
Межнациональные отношения - это вообще
тонкая материя. Определенный фон недоверия, неблагонадежности татар создают
официальные СМИ. Последний пример: в первом номере журнала "Оренбуржский
край" за 2001 год в статье "Пояс анаконды" говорится об угрозе афганских
талибов (!) Оренбуржью. А председатель Бугурусланского татарского общественного
центра Р.Каримов в областной газете "Яна вакыт" рассказал, что в районе
сначала были созданы благоприятные условия для возрождения татарского
самосознания (был открыт татарский класс, начали работать факультативы,
организованы радио- и телепередачи, художественная самодеятельность. В
местной газете появилась страничка "Туган тел" и т.д.). Но, к сожалению,
многое из начинаний встретило непонимание у представителей низовых звеньев
администрации города и управления образования, - пишет он. - Часто даже
депутаты горсовета заявляют: "изучайте татарский язык в Татарстане". У
определенной части ответственных работников всех уровней выработался синдром
боязни влияния Татарстана. Сегодня под видом воспитания патриотических
чувств у русскоязычного населения развивается шовинистический зуд…".
Действительно, в последнее время
татары как-то неуютно себя чувствуют, идет какое-то кипение вокруг проблемы,
скажем так, нации и веры.
Ну, а обвинения в ваххабизме - это
вообще тема для большого разговора. В прошлом году в передаче ОРТ "Час
пик" муфтий Талгат Таджутдин среди рассадников ваххабизма назвал и Асекеево.
За что такие "почести" селу с населением в несколько тысяч человек? Вера
в наших людях жила при любой власти. Всегда совершались в татарских семьях
никахи и другие обряды. Читался, пусть и тайно, Коран. В селе всем миром
построены уже две мечети (до революции их было пять).
В нашей области сейчас сложилась уникальная
ситуация: образовалось два муфтията - Оренбургский и "раскольнический"
Бугурусланский. По сути, Оренбургский муфтият олицетворяет "старый" традиционный
ислам и подчиняется Уфе. Бугуруслан нам ближе и географически. Там открыто
медресе, где преподают арабы и выходцы из арабских стран.
И вот уже несколько лет идет война
муфтиятов за мечети, в том числе и в Асекеево. В выражениях никто не стесняется,
и слово "ваххабит" пришлось бы к месту. Вот почему асекеевцы прослыли
"ваххабитами"…
Откуда все-таки дуют эти ветры недоверия
к татарам? Может, всему виной зависть? Ведь татары у нас, например довольно
энергично и успешно окунулись в бизнес… Но почему-то в эту причину не
верится: русский человек не опустится до таких страстей. Может, действительно,
нет дыма без огня? Но никогда в Асекеево не было националистических выступлений.
А может, все объясняется просто - обычной некомпетентностью чиновников,
их неумением и не желанием ладить с новым? Скорее всего это именно так…
Но обнадеживает то, что появляются и свежие головы, которые понимают,
что конфронтация ни к чему хорошему не приведет…
29 марта 2001 года в Оренбурге состоялось
выездное заседание Всемирного конгресса татар. Обсуждался вопрос о взаимодействии
автономии с властями. И хотя событие это, безусловно, оживило в области
"межнациональный вопрос", но, откровенно говоря, мы ждали большего. Чувствовалось,
что члены исполкома намеренно избегают острых вопросов. Хотя прозвучала
интересная мысль: надо больше доверять татарам как носителям классического
ислама. Наши мечети как раз могут стать заслоном для проникновения исламского
экстремизма.
На форуме звучали предложения о необходимости
создания в районных и городских администрациях отделов по межнациональным
и религиозным вопросам. Была высказана идея создать в Татарстане министерство,
которое занималось бы проблемами татар, живущих за пределами республики.
Бодро прозвучало, что на северо-западе Оренбуржья началось вещание казанского
телевидения. Эту новость повторили почти все СМИ области… Увы, видимо,
новость эта была только для гостей из Татарстана. Телевизор молчит до
сих пор.
-Да, принимаем сигнал из Татарстана,
- ответили на асекеевском ретрансляторе, - но не передаем - нет аппаратуры.
-А где же специально закупленное
для этого оборудование?
-По нему велено транслировать Оренбургское
телевидение…
Фарит Нугуманов
Оренбургская область - Специально
для "Восточного экспресса"
20 апреля 2001г. №15
|