Эта статья в "Восточном Экспрессе" попадает под подозрение районной прокуратуры. Следователь, перед тем как попытаться возбудить уголовное дело о разжигании межнациональной розни, спрашивал, например, почему я Казань считаю колыбелью нации, хранительницей самобытности народа.

"Ваххабиты" в Асекеево. Оренбургские чиновники боятся влияния Татарстана.

В дни Курбан-байрама приятель меня потряс откровением.

-Представляешь, - рассказал он с возмущением при встрече, - вчера моя соседка баба Настя, затеяла стирку. Я ей говорю, что нельзя, мол, у татар сегодня праздник. А она ни в какую…

История, в общем-то, обычная, если бы не одно "но". Приятель мой - русский, православный. Подумалось тогда: вот так вот, в принципе, на основе взаимоуважения и должны строиться межнациональные отношения. Но, увы…

Лишенные права учиться на родном языке, за пределами Татарстана мы жили и живем с вечным клеймом нацмена. Наверное, выражу мнение многих татар, проживающих за пределами республики: в Казани мы видим Колыбель нации, хранительницу самобытности народа. На вас, живущих в Татарстане, возлагаем надежды, что интересы татар из других регионов будут учтены и защищены. Ну, а как нам живется в российской глубинке, постараюсь рассказать в этой публикации.

"После долгих поисков нашел тебя 6 мая 1982 года" - эту надпись рядом с другой, датированной 1936 годом, на одном из ленинских томов сделал заслуженный учитель России, ныне уже покойный З.Г. Сафи. Эта, другая, надпись - на арабском языке - свидетельствует: он, Зайнаб Гатауллович, вместе с односельчанином Нагимом Шакировым нашел на старом кладбище села Асекеево надгробный камень, датированный 1496 годом… Понятно, что в тридцатые годы не могло быть и речи об оспаривании даты рождения села. И в чем-то даже символично, что эта надпись сделана до лучших времен именно на томике В.И. Ленина. Но лучшие времена вроде бы настали, а днем рождения села по-прежнему считается конец восемнадцатого века. И это понятно: татары почему-то стали в устах некоторых официальных лиц в Оренбурге "не коренным населением области". А этот камень мог этот тезис опровергнуть. И то, что он не сохранился, а на месте кладбища находятся сейчас школьные туалеты (!), тоже по-своему символично.

В оренбургской области татарское село Асекеево, или Асекеевка, по мнению чиновничьего люда, - та еще дыра. Однако многие ссыльные русские остались здесь навсегда и отнюдь не пропали. Предки наши знали, где селиться. Окруженный с севера как стеной, холмами, богатыми дубравами, с юга - степями, полями с тучным черноземом, для области наш район и сейчас - лакомый кусочек…

В оренбургской области, по последним данным, 7,3 процента татар. В асекеевском районе из 25-тысячного населения почти половина - татары. В соседнем Абдуллинском районе татар около 29 процентов, в Бугурусланском - всего 10 процентов. Есть крупные татарские села.

Не так давно состоялась встреча нашего 10 "Б" выпуска 1978 года. Так вот, я с удивлением заметил, что, как и двадцать с лишним лет назад, разговариваю с нашим старостой по-татарски, а преподавание родного языка и литературы отменили "по просьбам трудящихся" еще в пятидесятых. Когда же, казалось, все шлюзы открыли - в начале девяностых - кое-кто стал ратовать за старые порядки. Да, в Асекеевской средней школе родители учеников сами написали заявление о том, что они отказываются от преподавания татарского языка… А еще я помню, как инертны были люди при создании первого татарского общественного центра и русские руководители чуть ли не силой нас туда вовлекали. В чем же причина? Думаю, советская пропаганда была еще сильна: мы собирались жить в мире без языковых и культурных различий. Но сейчас многие стали понимать, что Иванов, Мухаметов, Ибрагимов, не помнящих родства, у нас стало слишком много. И постепенно национальное самосознание росло. Вместо татарского центра появилась национально-культурная автономия. Пробили преподавание родного языка в начальных классах школы. Пошли татарские концерты, спектакли в районном Доме культуры, но…

Межнациональные отношения - это вообще тонкая материя. Определенный фон недоверия, неблагонадежности татар создают официальные СМИ. Последний пример: в первом номере журнала "Оренбуржский край" за 2001 год в статье "Пояс анаконды" говорится об угрозе афганских талибов (!) Оренбуржью. А председатель Бугурусланского татарского общественного центра Р.Каримов в областной газете "Яна вакыт" рассказал, что в районе сначала были созданы благоприятные условия для возрождения татарского самосознания (был открыт татарский класс, начали работать факультативы, организованы радио- и телепередачи, художественная самодеятельность. В местной газете появилась страничка "Туган тел" и т.д.). Но, к сожалению, многое из начинаний встретило непонимание у представителей низовых звеньев администрации города и управления образования, - пишет он. - Часто даже депутаты горсовета заявляют: "изучайте татарский язык в Татарстане". У определенной части ответственных работников всех уровней выработался синдром боязни влияния Татарстана. Сегодня под видом воспитания патриотических чувств у русскоязычного населения развивается шовинистический зуд…".

Действительно, в последнее время татары как-то неуютно себя чувствуют, идет какое-то кипение вокруг проблемы, скажем так, нации и веры.

Ну, а обвинения в ваххабизме - это вообще тема для большого разговора. В прошлом году в передаче ОРТ "Час пик" муфтий Талгат Таджутдин среди рассадников ваххабизма назвал и Асекеево. За что такие "почести" селу с населением в несколько тысяч человек? Вера в наших людях жила при любой власти. Всегда совершались в татарских семьях никахи и другие обряды. Читался, пусть и тайно, Коран. В селе всем миром построены уже две мечети (до революции их было пять).

В нашей области сейчас сложилась уникальная ситуация: образовалось два муфтията - Оренбургский и "раскольнический" Бугурусланский. По сути, Оренбургский муфтият олицетворяет "старый" традиционный ислам и подчиняется Уфе. Бугуруслан нам ближе и географически. Там открыто медресе, где преподают арабы и выходцы из арабских стран.

И вот уже несколько лет идет война муфтиятов за мечети, в том числе и в Асекеево. В выражениях никто не стесняется, и слово "ваххабит" пришлось бы к месту. Вот почему асекеевцы прослыли "ваххабитами"…

Откуда все-таки дуют эти ветры недоверия к татарам? Может, всему виной зависть? Ведь татары у нас, например довольно энергично и успешно окунулись в бизнес… Но почему-то в эту причину не верится: русский человек не опустится до таких страстей. Может, действительно, нет дыма без огня? Но никогда в Асекеево не было националистических выступлений. А может, все объясняется просто - обычной некомпетентностью чиновников, их неумением и не желанием ладить с новым? Скорее всего это именно так… Но обнадеживает то, что появляются и свежие головы, которые понимают, что конфронтация ни к чему хорошему не приведет…

29 марта 2001 года в Оренбурге состоялось выездное заседание Всемирного конгресса татар. Обсуждался вопрос о взаимодействии автономии с властями. И хотя событие это, безусловно, оживило в области "межнациональный вопрос", но, откровенно говоря, мы ждали большего. Чувствовалось, что члены исполкома намеренно избегают острых вопросов. Хотя прозвучала интересная мысль: надо больше доверять татарам как носителям классического ислама. Наши мечети как раз могут стать заслоном для проникновения исламского экстремизма.

На форуме звучали предложения о необходимости создания в районных и городских администрациях отделов по межнациональным и религиозным вопросам. Была высказана идея создать в Татарстане министерство, которое занималось бы проблемами татар, живущих за пределами республики. Бодро прозвучало, что на северо-западе Оренбуржья началось вещание казанского телевидения. Эту новость повторили почти все СМИ области… Увы, видимо, новость эта была только для гостей из Татарстана. Телевизор молчит до сих пор.

-Да, принимаем сигнал из Татарстана, - ответили на асекеевском ретрансляторе, - но не передаем - нет аппаратуры.

-А где же специально закупленное для этого оборудование?

-По нему велено транслировать Оренбургское телевидение…

Фарит Нугуманов

Оренбургская область - Специально для "Восточного экспресса"

20 апреля 2001г. №15


© 2002-2003
На главную страницу
Веб-мастер: nadyrov@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz
Ш?t 0