Прими село признание в любви

Когда речь заходит о моем родном селе Асекеево Оренбургской области, вспоминается забавный эпизод. Это было в кулуарах третьего курултая Всемирного Конгресса татар в Казани. Один из делегатов из Самары , узнав, что я из того самого Асекеева, о котором много писали, спросил, не скрывая любопытства: "Наверное, ваше село очень большое? В нашем представлении это такой крупный татарский центр, где все бурлит и кипит…" Нет село наше не большое - около 6 тысяч человек и всего 83 процента из них татары. Но разве только численность населения определяет значимость деревни, села, города, мегаполиса? Просто наше село богато на прекрасных людей, которые не равнодушны к проблемам нации и веры, старающихся жить по совести, даже в нынешнее лихое время.

Асекеево, село - все на русском языке среднего рода. Но кажется мне, что в нем больше женского, материнского. Это наш дом, наша пристань - все, что объясняется двумя словами - Малая родина. Сколько же ей лет? Может триста, может все пятьсот. Она уже забыла в каком году родилась. А мы, праправнуки, пока что мало что делаем, чтобы узнать ее биографию. Из прошлого века доносится голос нашего знаменитого сельчанина - историка Зайни Сафи. На одном из томов Ленина, на обложке он написал арабскими буквами: "Сегодня с Нагим-абы Шакировым были на старом кладбище. Недалеко, среди травы нашли намогильный камень. На нем надпись. Более четко видны цифры 1496 , остальные трудно прочесть. 18 сентября 1938 года". Эту запись он хранил почти 50 лет. И только когда начались демократические реформы, Зайни Гатауллович отыскал этот томик и сообщил об этом факте нам. Сообщил для того, чтобы мы задумались об истории села.

Вот уже почти 10 лет сельчане - асекеевцы пытаются как-то зафиксировать этот факт. Поставить хотя бы мемориальный камень на месте старого кладбища. Вместо этого, нас не спрашивая, нам предложили на этом месте поставить … православную церковь. Прости село за такое кощунство - ибо творят его те, кого занесло сюда волею судьбы номенклатурной, а не мы - твои дети.

И все же асекеевцы упрямы. На недавно отстроенном, говорят самом высоком в области минарете новой мечети, красуется надпись, что этот минарет Асэкэй-бабая, что нашему селу 500 лет. И пусть историки с нами поспорят. Мы будем стоять на своем.

5 мечетей когда-то стояли в этом селе. Теперь их два, а совсем недавно, 15 лет назад не было ни одного. Ты село выздоравливаешь, очищаешься душой. И это тоже примета времени.

Благославен тот человек, который заложил это село. Меж гор-холмов, на стыке двух речушек Кислы и Усманки. Эти горы до сих пор оберегают нас от бурь и метелей. А речушки - они как кровеносные сосуды. Правда, с годами они заметно поизносились и забиты шлаками. Но это поправимо. Это удивительно: очищаясь душой, начинаешь следить за порядком в своем жилище. Село растет не по дням, И твои спутники "микрорайоны" Яна аул и Ясашны, тоже состарились вместе с тобой и остались внутри твоего "садового кольца".

А Транссиб, которому больше 100 лет? Старый вокзал, который помнить твоих солдат, мое село, еще уходивших на японскую и первую мировую. Сколько трагедий, крушений надежд и … радостных встреч здесь пережито. Имена твоих солдат, мое село, выбиты на мемориале Славы павших в Великую Отечественную войну. Когда я рос на моей улице не было ни одного дедушки - одни вдовы… В восьмидесятых село принимало оцинкованные гробы афганцев - моих ровесников.

Но время идет. Приходят другие люди, складываются иные отношения. И сейчас, как никогда важно вспомнить все. Кто мы, откуда каковы наши корни. Не подгнили ли они под влиянием времени. Ведь без прошлого нет и будущего.

* * *

Село Асекеево расположено на северо-западе Оренбургской области, на стыке трех регионов: Татарстана, Башкортостана и Самарской области. Ранее. В начале прошлого века, мы входили в состав Бугурусланского уезда Самарской губернии. Основное население Асекеевского района - татары. В большом количестве они проживают и в соседних Абдуллинском, Северном, Матвеевском и Бугурусланском районах. В нашем районе еще несколько крупных татарских сел: Старомукменово, Старокульшарипово, Ново- и Старосултангулово, Карамал. А так же деревни и поселки: Муслимовка. Юлдуз. Казанка, Алтын чишма, Курбанай, Новокульшарипово, Шаммасовка и другие. 7 мечетей. Одна из них, Старокульшариповская, действует более века, Через район проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Районы в основном сельскохозяйственные, но есть и крупные месторождения нефти. До ближайшего крупного города Самары 180 км, до Оренбурга - 350 км. В соседнем Бугуруслане расположен крупный мусульманский комплекс - мечеть и медресе "Аль-Фуркан".


© 2002-2003
На главную страницу
Веб-мастер: nadyrov@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz