С этой заметки, в общем-то все и началось. Только теперь, после всего пережитого, закрадываются мысли: А может вина моя в том, что родился татарином и мусульманином? Что не уехал из родных мест в поисках лучшей жизни как многие сверстники, что стараюсь не забывать о своих корнях?

Жив курилка, или Кое-что о межнациональных отношениях

Вот уже месяц Асекеево будоражат самые невероятные слухи и сплетни. А поводом тому послужило освящение место под строительство церкви. Место было выбрано, скажем так, не подходящее, в двух шагах от первого мусульманского кладбища в селе. На месте исторического центра Асекеева. Были написаны сельчанами письма во все мыслимые инстанции с требованием не только перенести место закладки церкви, но и (в который раз) убрать с могил школьные туалеты. Когда-то в советские времена, в 70-е, никого не спросив снесли это кладбище и поставили здесь школу. Теперь же многие считают, что мы живем в демократическом государстве и такие "волевые" решения не пройдут.

Подчеркну, речь в письмах шла только о переносе места закладки церкви, в целом строительство храма только приветствовалось татарским населением. И что же? А в ответ тишина. Попытки кулуарно решить проблему оказались здесь не к месту. Вроде бы глава администрации Н. Макаров перенес место закладки церкви, но население никто не информирует и, видимо даже не считает нужным это делать. В ответ рождаются домыслы… Говорят, что церковь в селе, где всего пять прихожан, ходящих м молельный дом, и нет своего погоста (село же татарское), строится специально, чтобы "застолбить" Асекеево и переименовать его в Алексеевку по почину Жириновского. Что лучше бы строить церковь в Троицком, где нет своего храма, но проводятся праздники Троицы. Что путем строительства будут отмываться деньги и так далее. Привожу здесь эти невероятные слухи только для того, чтобы наглядно показать проблемы замалчивания проблемы, отсутствия гласности. Теперь, говорят, сельчане подписи, чтобы уже вообще не допустить строительства в Асекееве православного храма. Дорешались.

А что же власти? Создается впечатление, что это даже некоторым на руку. Прекрасный повод поплакаться в жилетку областного начальства - замучили, мол, татары-националисты да ваххабиты. Одни мы, мол, и можем их унять. Тяжело, но что поделаешь. Таким образом, видимо, выпрашивается индульгенция на дальнейшее правление.

Такие мысли-предположения рождаются не случайно. Да, в целом, внешне, все прекрасно. Вот провели праздник татарской культуры, например. Есть представители народов, проживающих в районе, и во власти. В коридорах администрации встретишь и мордвина, и татарина. А между тем идет тихая подковерная война. Как рассказывал один из бывших администраторов, ныне пенсионер, есть там и "свои", есть и "чужие". И приближенный товарищ или подруга - не обязательно хороший специалист. Главное, предан душой и телом. Особенно возня эта обострилась в дни предвыборной борьбы. Тревожный клич "Татары идут!" можно было услышать в тех же коридорах, а кандидаты в депутаты райсовета почему-то разделились на русских и татар. И против некоторых во всю применялась "PR"-технология, как-то, к примеру, поиск незадекларированного имущества.

Межнациональная политика - материя тонкая, деликатная. И заключается она не в закручивании гаек и в принципе "Разделяй и властвуй", а в кропотливой повседневной работе. Например, в подготовке специалистов-языковедов для детей народов, проживающих в районе. Может даже за счет бюджета. Поддержка национальной культуры, самобытности, ремесел и так далее. Чтобы воспитать не маргинала без роду-племени, а человека духовного и нравственного. И уже пора отказаться от "старшего" брата и поучать окриком младших, как им жить. Все народы в России имеют право на достойное самобытное существование, согласно декларации прав народов.

Есть в нашем районе маленькое чувашское село Самаркино. Расположено оно на отшибе, и отношение к нему подобающее. Еще в восьмидесятые годы самаркинцы пытались перейти под юрисдикцию Абдуллинского района, поближе к своим сородичам в Исайкино. Но тщетно. Говорят, в это дело тогда вмешался даже КГБ. И что же сейчас? Полное запустение. Вот куда бы приложить силы. Не посмеиваться со стороны да критиковать во всех инстанциях, а попытаться помочь выйти из забвения. Они ведь тоже асекеевцы. Ну не пойдет человек в самодеятельность петь родные песни, если есть нечего да детей учить не на что.

Интриги, конечно, дело увлекательное, но непродуктивное. Спрашиваешь себя: откуда все это? И сам же себе отвечаешь: оттуда, с тех времен развитого социализма. О какой демократии, гласности, новом подходе к межнациональным проблемам может идти речь, если у руля особенно на местном уровне, все те же лица, вся та же идеология, что и десять-пятнадцать лет назад? Жив курилка!

Что не говори а тема эта животрепещущая, обсуждаемая за рабочими столами, на улицах и во дворах и кухнях. Я и мои собеседники, в том числе и русские, озабочены одним - пора ставить точку в конфликте. Подобно тому, как важно прекратить ссору между супругами, чтобы не дойти до развода. За время существования Асекеева ни разу не было межнациональных конфликтов. Уверен, хватит мудрости у народа и сейчас. А вот за власть не ручаюсь…

Фарит Нугуманов Межрайонная независимая газета "Малая Родина" от 22 августа 2001 г.

 


© 2002-2003
На главную страницу
Веб-мастер: nadyrov@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz