С этой заметки, в общем-то все и началось.
Только теперь, после всего пережитого, закрадываются мысли: А может вина
моя в том, что родился татарином и мусульманином? Что не уехал из родных
мест в поисках лучшей жизни как многие сверстники, что стараюсь не забывать
о своих корнях?
Жив курилка, или Кое-что о
межнациональных отношениях
Вот уже месяц Асекеево будоражат самые
невероятные слухи и сплетни. А поводом тому послужило освящение место
под строительство церкви. Место было выбрано, скажем так, не подходящее,
в двух шагах от первого мусульманского кладбища в селе. На месте исторического
центра Асекеева. Были написаны сельчанами письма во все мыслимые инстанции
с требованием не только перенести место закладки церкви, но и (в который
раз) убрать с могил школьные туалеты. Когда-то в советские времена, в
70-е, никого не спросив снесли это кладбище и поставили здесь школу. Теперь
же многие считают, что мы живем в демократическом государстве и такие
"волевые" решения не пройдут.
Подчеркну, речь в письмах шла только
о переносе места закладки церкви, в целом строительство храма только приветствовалось
татарским населением. И что же? А в ответ тишина. Попытки кулуарно решить
проблему оказались здесь не к месту. Вроде бы глава администрации Н. Макаров
перенес место закладки церкви, но население никто не информирует и, видимо
даже не считает нужным это делать. В ответ рождаются домыслы… Говорят,
что церковь в селе, где всего пять прихожан, ходящих м молельный дом,
и нет своего погоста (село же татарское), строится специально, чтобы "застолбить"
Асекеево и переименовать его в Алексеевку по почину Жириновского. Что
лучше бы строить церковь в Троицком, где нет своего храма, но проводятся
праздники Троицы. Что путем строительства будут отмываться деньги и так
далее. Привожу здесь эти невероятные слухи только для того, чтобы наглядно
показать проблемы замалчивания проблемы, отсутствия гласности. Теперь,
говорят, сельчане подписи, чтобы уже вообще не допустить строительства
в Асекееве православного храма. Дорешались.
А что же власти? Создается впечатление,
что это даже некоторым на руку. Прекрасный повод поплакаться в жилетку
областного начальства - замучили, мол, татары-националисты да ваххабиты.
Одни мы, мол, и можем их унять. Тяжело, но что поделаешь. Таким образом,
видимо, выпрашивается индульгенция на дальнейшее правление.
Такие мысли-предположения рождаются
не случайно. Да, в целом, внешне, все прекрасно. Вот провели праздник
татарской культуры, например. Есть представители народов, проживающих
в районе, и во власти. В коридорах администрации встретишь и мордвина,
и татарина. А между тем идет тихая подковерная война. Как рассказывал
один из бывших администраторов, ныне пенсионер, есть там и "свои", есть
и "чужие". И приближенный товарищ или подруга - не обязательно хороший
специалист. Главное, предан душой и телом. Особенно возня эта обострилась
в дни предвыборной борьбы. Тревожный клич "Татары идут!" можно было услышать
в тех же коридорах, а кандидаты в депутаты райсовета почему-то разделились
на русских и татар. И против некоторых во всю применялась "PR"-технология,
как-то, к примеру, поиск незадекларированного имущества.
Межнациональная политика - материя
тонкая, деликатная. И заключается она не в закручивании гаек и в принципе
"Разделяй и властвуй", а в кропотливой повседневной работе. Например,
в подготовке специалистов-языковедов для детей народов, проживающих в
районе. Может даже за счет бюджета. Поддержка национальной культуры, самобытности,
ремесел и так далее. Чтобы воспитать не маргинала без роду-племени, а
человека духовного и нравственного. И уже пора отказаться от "старшего"
брата и поучать окриком младших, как им жить. Все народы в России имеют
право на достойное самобытное существование, согласно декларации прав
народов.
Есть в нашем районе маленькое чувашское
село Самаркино. Расположено оно на отшибе, и отношение к нему подобающее.
Еще в восьмидесятые годы самаркинцы пытались перейти под юрисдикцию Абдуллинского
района, поближе к своим сородичам в Исайкино. Но тщетно. Говорят, в это
дело тогда вмешался даже КГБ. И что же сейчас? Полное запустение. Вот
куда бы приложить силы. Не посмеиваться со стороны да критиковать во всех
инстанциях, а попытаться помочь выйти из забвения. Они ведь тоже асекеевцы.
Ну не пойдет человек в самодеятельность петь родные песни, если есть нечего
да детей учить не на что.
Интриги, конечно, дело увлекательное,
но непродуктивное. Спрашиваешь себя: откуда все это? И сам же себе отвечаешь:
оттуда, с тех времен развитого социализма. О какой демократии, гласности,
новом подходе к межнациональным проблемам может идти речь, если у руля
особенно на местном уровне, все те же лица, вся та же идеология, что и
десять-пятнадцать лет назад? Жив курилка!
Что не говори а тема эта животрепещущая,
обсуждаемая за рабочими столами, на улицах и во дворах и кухнях. Я и мои
собеседники, в том числе и русские, озабочены одним - пора ставить точку
в конфликте. Подобно тому, как важно прекратить ссору между супругами,
чтобы не дойти до развода. За время существования Асекеева ни разу не
было межнациональных конфликтов. Уверен, хватит мудрости у народа и сейчас.
А вот за власть не ручаюсь…
Фарит Нугуманов
Межрайонная независимая газета "Малая Родина" от 22 августа 2001 г.
|