Это первая публикация в мою поддержку. Не удивительно, что она появилась в газете считающейся демократической.

Крест на костях. Религиозный спор на Асекеевском кладбище.

"Мы против того, чтобы православный храм строили на мусульманских костях, на месте старого кладбища". Это цитата из письма, пришедшего в нашу редакцию из Асекеева. Здесь 84 процента населения татарской национальности. Русские семьи присоединились к просьбе односельчан о переносе места строительства. Журналиста поднявшего этот вопрос в районной прессе, регулярно приглашают в прокуратуру и намекают на то, что он попадает под серьезную статью: "Разжигание межнациональной розни".

5 июля в районном центре Асекеево Оренбургской области состоялось освящение места закладки православной церкви. О том, что в селе собираются строить храм, местные жители узнали из выпуска районной газеты "родные просторы". Асекеевские коллеги сообщали, что на освящении присутствовали представители мусульманской религиозной общины.

Загадочная новость быстро облетела село. За разъяснениями читатели обратились к корреспонденту "родных просторов" Фариту Нугуманову. Оказалось, что волевым решением главы Асекеева Николая Макарова церковь собрались ставить в центре села на территории старого мусульманского кладбища. Здесь была найдена старая могильная плита, датированная 1496 годом. В застойные 70-е кладбище сравняли с землей и установили там школьные туалеты. Когда вершился этот вандализм, запуганные старики не смели возражать и лишь собирали прах предков для перезахоронения. Плакали. В годы реформ мусульманская община обратилась с просьбой убрать отхожие места со священной земли. Глава обещал разобраться. Уже пару лет "разбирается". А теперь еще и строительство храма грядет.

По просьбе односельчан Фарит Нугуманов публикует серию материалов в межрайонной газете "Малая родина", грамотно и деликатно предлагает главе Николаю Макарову пересмотреть свое категоричное решение. Фарита вызывают в прокуратуру. "Малая родина" и "Родные просторы" начинают "переписку", публикуют открытые письма и воззвания. Причем редактор Асекеевской газеты на весь район объявляет о том, что корреспондент Нугуманов лицемер, разжигатель национальной розни, а потому уволен "по собственному желанию". В общем, политика снова вмешалась в мирный уклад жизни, причем в грубой форме по совдеповской традиции.

Поскольку резонанс получился солидным, Николай Макаров принимает в своем рабочем кабинете старейшин и депутата райсовета. Пришедшие на прием обьясняют, что прежде чем облагодетельствовать народ, нужно у самого народа спросить, хочет ли он благодеяний. Не мешало бы о подобных мероприятиях предупреждать заранее, чтобы не волновать население. После почти часовой беседы глава Асекеево все-таки обещает пересмотреть свое решение и подумать над тем, куда перенести стройку. Но вот что странно, не сообщил Макаров об этой встрече в местную газету, не оповестил взволнованных мусульман о принятом решении. "Просторы" и "Родина" продолжали переписку. Ситуация становилась критической. Макаров созывает сход граждан, на котором и объявляет, что он ошибся, надеется на завершение "информационной войны" и приносит свои извинения. Сход граждан тоже высказал свое мнение. Среди немногих, осмелившихся открыто высказать точку зрения в поддержку журналиста Нугуманова, была Зайтуна Валишина - директор Районного дома культуры.

Казалось бы, все прекрасно, конфликт исчерпан, все помирились, но… На следующий день в местной газете редактор Фокеев "линчует" Фарита. Цитирую: "Сегодня он коллега, единомышленник, а завтра… вместе с функционерами от религии занялся миссионерской деятельностью… Появились в разных изданиях статьи с завуалированным смыслом. Ф. Нугуманов, действуя в своей манере по-фарисейски ставит все с ног на голову".

Фарита вновь вызывают в прокуратуру. На другой день после схода к Валишиной в РДК вдруг пришли из отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Проверяли документы, подтверждающие законность взаимоотношений РДК с Ульяновской обувной фабрикой, которая уже третий год устраивает свои выставки своей продукции в Асекеево. Документы оказались конечно в порядке, но нервы Зайтуне бравая милиция помотала на совесть. Зайтуна Валишина глубоко возмущена таким отношением к себе, человеку влюбленному в свое дело, и считает, что "…власть и Фокеев начали эту войну". С ней в Асекеево солидарны многие.

Чтобы не быть голословной и не говорить от первого лица приведу несколько цитат.

Зайтуна Валишина - директор РДК:

-На сходе всех уже раздражала эта проблема. В Асекеево и русские и татары всегда жили дружно, никаких выяснений межнациональных отношений не было. Смешанные браки, общие праздники, вместе работаем. Теперь население очень беспокоится за Фарита. На рынке с женщинами разговаривала, они жалеют о его уходе из редакции.

Хасан Закиров - староста прихода, народный художник, скульптор:

-Когда начнут церковь строить, обязательно помогу, только пусть место подходящее найдут. Церковь нужно строить в том районе, где семьи русские живут, а не на могилах. Я сейчас руковожу строительством мечети. Людям нужно молиться, верить в бога. Нужна церковь, но не там.

Габдулла Шавалеев - ветеран:

-Мы знаем, что это святое место, там наши деды, прадеды захоронены. С нами никто не посоветовался. Макаров заверил, что там строить не будут, а потом - тишина. В таких вопросах работать с людьми, а не администрировать.

Русские бабушки Рая и Вера:

-И нам и молодым нужен храм. Но не на том месте - и туалеты школьные там, и кладбище. С нами не советовались. Вы думаете здесь русские с татарами ссорятся? Нет такого. Всю жизнь нормально жили и сейчас народ ни при чем. Это все политика.

А вот какой была наша беседа с главой администрации Асекеева Николаем Макакровым:

-Николай Макарович, вы действительно собирались строить православный храм на мусульманских костях?

-Это все неправдоподобно. В советские времена там был заложен фундамент ресторана. Никаких могил там нет. Просто по близости (30 метров - прим. авт.). Но когда пришли люди и попросили нас не строить рядом с могилами, я сразу отменил решение.

-В таком случае, почему продолжалась "информационная война"? Что, журналисты не знали об отмене строительства?

-Те, кто ко мне приходил (старейшины), знали, а если корреспондент Нугуманов не знал, то это его проблемы

. -Почему вы сразу не опубликовали в местной газете отмену решения?

-У меня пресс-секретаря нет. Если кому интересно, пусть приходят и у меня спрашивают.

Что ж, остается только сочувствовать Николаю Ивановичу. У него нет пресс-секретаря, и из-за этого в Асекеево родилась проблема.

Этот сельский детектив с народными бунтами, увольнениями и политическими интригами сегодня особенно актуален. Все следят за развитием взаимоотношений радикального ислама с цивилизованными странами. К сожалению, человеческие эмоции и амбиции зачастую преобладают над здравым смыслом, и очень не хотелось бы, чтобы в результате отсутствия пресс-секретаря в Асекеево начались национальные разногласия. Впрочем, я солидарна с коллегой Нугумановым, который написал: "за время существования Асекеева ни разу не было межнациональных конфликтов. Уверен, хватит у народа мудрости и сейчас. А вот за власть не ручаюсь…

" Кстати, о религии. После американских терактов прокурор Асекеева Гнетов в шутку спросил у имамов, где они были 11 сентября. Имамы очень обиделись. Все сельчане, с которыми я общалась очень переживают по поводу случившегося и искренне возмущены. Они соболезнуют американцам.

Мы все верим в Бога. Каждый в своего и по своему. Имя этому Богу - Любовь. Может быть, будем вспоминать об этом почаще. Всем асекеевцам от меня огромное человеческое спасибо за гостеприимство и душевную теплоту.

Елена Черных "Московский Комсомолец в Оренбурге" 4 -11 октября 2001 г.

 


© 2002-2003
На главную страницу
Веб-мастер: nadyrov@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz